Оригинал взят у в
"Однажды в сказке": пятый сезон, 5 и 6 серииИтак, в пятую и шестую серию создатели "OUAT" умудрились втиснуть довольно много событий.
В 05.05 - три событийных линии, в 06.05 - две. Но так как в шестой одна из двух историй продолжение побочной событийной линии предыдущей серии, то буду рассматривать эпизоды слитно.
читать дальшеВ центре событий оказываются три героя - Эмма, Мерида и Румпельштильцхен. Хотя вроде бы в кадре мелькают и другие персонажи, но видно (белые нитки торчат), что в данный момент их роли скорее функциональны: они воздействуют на этих трёх героев, тем самым позволяя им проявлять те или иные качества, развиваться или деградировать, показывать взаимодействие этих героев с окружающим миром.
Итак, Эмма.
В Камелоте Эмма предстаёт как прекрасная дева в белых одеждах, но нам при том показывают, как Проклятие пускает корни в её сердце. Эмма говорит правильные слова, совершает героические поступки, но при том манипулирует своим сыном, разбивая Генри сердце и используя его как "средство" для достижения целей. Я так понимаю, что нам хотят показать, что тьма прилипчива, хотя на примере предыдущего Тёмного нам показывали и не раз, что тьма, хотя и обостряла все его худшие качества, но нисколько не влияла на его способность любить и отношение к сыну. Так что дать однозначный ответ: в тьме ли пришедшей извне тут дело, или Эмма сама не видит в использовании сына "ничего такого" - невозможно. И, кстати, тут можно вспомнить третий сезон, когда Эмма и Генри приезжают в Сторибрук, и Эмма не считает нужным устроить хотя бы одну встречу Генри с отцом, вообще сказать ему, что Нил - его отец, Девид и Мери-Маргарет - бабушка и дедушка и т.п., а намерена "по-быстрому решить проблемы в Сторибруке" и вернуться в Нью-Йорк к фальшивой жизни... Иными словами Эмма и тогда отказывала сыну в праве знать, использовала его и не видела в этом "ничего такого".
Но, как ни странно, в пятой серии ещё более неприятное впечатление производит сам Генри. Ибо он не проклят - но манипулирует, врёт и недоговаривает. Приходит с просьбой к Эмме (ему нужно, чтобы она нашла потерянного коня девочки, в которую Генри влюблён), но попросить прямо не может, а лицемерно берёт её на слабо "Подари счастливый конец моему другу", "Докажи мне, что ты всё ещё моя мама, сделай так, как я прошу"... Мало того, что такие формулировки сами по себе довольно противно звучат, так ещё Генри, как оказывается, не только решает свои проблемы за счёт магии Тёмной, но и выманивает мать из дома, чтобы герои в его отсутствие могли проникнуть в её жилище. И апогей подлости - является на пропавшем коне к девочке и принимает похвалы (словно это он сам коника нашёл, ага). Вот интересно, какое Проклятие и какая Тьма заставляет мальчика совершать все эти поступки? И неужели создатели сериала не понимают, что пытаясь с помощью Генри продемонстрировать, что Эмма тоже "по-своему несчастная" (с), тем самым дискредитируют образ мальчика с сердцем истинно верующего, мимоходом разрушая выстроенный ранее образ?
Про Мериду, если честно, мне не очень интересно писать-размышлять. Вроде как эпизод в Камелоте должен был показать её внутренний рост, мол, поверила в себя и научилась сама решать свои проблемы... То есть я вижу и историю, и мораль, но история остаётся неубедительной, ибо как нам в первой серии сезона показали неуравновешенную дамочку, которая сначала бьёт, потом думает, решает проблемы за чужой счёт (что в прошлом, что в настоящем), и при этом считает, что она одна - именно она - в обход братьев и других кланов - достойна быть королевой Шотландии, так и в пятой, и в шестой серии именно такую же особу и продолжают показывать.
В Сторибруке она "служит" Тёмной, потому что Эмма хранит у себя сердце Мериды, и с каким-то невероятным рвением исполняет поручения Дарк Свон. Ну, ситуация с вырванным сердцем в сериале не нова, и Грэм служил Злой Королеве в первом сезоне, и Крюк Голду в четвёртом, но такого рвения и жестокости никто не проявлял. Поэтому невольно хочется адресовать Мериде слова Шварца: "Нас всех так учили, но почему же ты был первым учеником?"
В общем, не буду я больше про эту странную девочку лет двадцати рассуждать, лучше фотку повешу, потому что "девочка" несмотря ни на что очень симпатичная, даже красивая, и похожа на свой мультяшный прототип (внешне).
Итак переходим к Румпельштильцхену. Бывшему Тёмному, который нынешней Тёмной понадобился, чтобы извлечь из камня Эскалибур - волшебный меч, с помощью которого Тёмная сможет избавиться от всего света и уничтожить светлую магию. Согласно пророчеству вытащить меч из камня может только герой с чистым сердцем, и Румпельштильцхен, после того, как ему в финале прошлого сезона сердце "пропылесосили" как раз подходит.
Поэтому Эмма пробуждает Румпеля от магической комы, привязывает к решётке в подвале дома, и требует, чтобы он извлёк меч из камня - только тогда она его и отпустит.
А вот то, что происходит дальше... На протяжении двух серий, наблюдая за этой линией я находилась в когнитивном диссонансе: то, что декларировалось и говорилось, шло в разрез и с картинкой, и с событийным рядом.
Если верить тому, что говориться - и самим Румпельштильцхеном в том числе - когда он отказывался выполнять распоряжение Тёмной и вынимать меч из камня, он был трус и жалкий земляной червяк, а вот когда поддался на манипуляции Тёмной Свон и дал ей в руки орудие для уничтожения всего света в отдельно взятом Сторибруке - вот тут наконец Румпельштильцхен проявил себя, как герой и молодец.
Вот я не понимаю!
Почему нам показывают, как ломают человека, но в то же время это преподносится, как внутренний рост и победа над собой.
Ведь Румпель - не дурак, и с самого начала ему проще было бы не сопротивляться, а дать Тёмной то, что она просит и отправиться домой в объятия жены. Но он уговаривает Тёмную, напоминает ей о своём опыте, взывает к свету в её душе, говорит, что он знает, что этот свет там есть. Спорить с Тёмной - это ли не мужество?
"Жалкий трус" - резюмирует Мерида...
"Да, я трус, трус, - поспешно соглашается Румпельштильцхен, - и потому вынимать Эскалибур не буду".
Но вот эта преувеличенная готовность признать свою трусость, этот преувеличенный ужас, с каким он пятиться от Мериды, только увидев её - мне только одной в голову пришло, что это юродство? Потому что несмотря на слабость, больную ногу, возможно, голод (хотела Тёмная Эмма прикормить своего личного героя, но узнав, что он героем быть не собирается, передумала), этот трус не сдаётся, он терпит издевательства, пытки, избиения, но выполнять прихоть Тёмной отказывается. Хотя настоящий трус уже давно бы сломался...
И когда в начале шестой серии Голд разбивает "надколотую чашку", которую хранил десятилетиями, как воспоминание о своей любви, чтобы разрезать осколками верёвки, и ползком (потому что без посоха или трости он, как нам продемонстрировали, не может пройти и двух шагов) через лес и шахты идёт в библиотеку, чтобы предупредить Белль о том, что ей грозит опасность, Тёмная хочет использовать её - разве это поступок труса?
Но нам твердят - трус, трус, был бы смелым, подчинился бы манипуляциям Тёмной и вынул бы для неё из камня ножичек. О да, поддаваться на шантаж - не иначе, как проявление силы характера.
Дальше ещё интереснее. Во время сцены в лавке Румпель ведёт себя всё так же - как юродивый, но там нам показывают - он не смог защитить Белль. И вот Румпель берёт некий "развоплощающий" порошок и говорит Белль, что спрячет её в безопасном месте. То есть - за пределами Сторибрука, где магия не действует.
Ну, гениально же! И Эмма не получит возможности уничтожить свет, потому что на самом-то деле Румпель прекрасно понимает, что кроме него никто Эскалибур не вытащит, и Белль будет в безопасности. Он называет Белль обе эти причины - педалируя на последней "я не смог защитить тебя"... И что, Белль восклицает "ты трус!" (а если бы ты был смелым, то помогал бы Тёмной), выскакивает из машины на ходу и смело идёт на встречу смерти (я не удивлюсь, если в следующих сериях выяснится, что это Тёмная командовала Белль через сердце, потому что... ну не может же разумный человек действительно думать, что потакать Тёмной стороне Эммы - это геройство)...
Да, и тут Румпельштильцхен сломался. У него пропала воля к сопротивлению - и воля к жизни, судя по всему тоже, ибо выйти навстречу медведю, принимая огонь на себя - это самоубийственно. Хотя и логично, ведь если бы Румпель погиб, то причин угрожать Белль у Тёмной больше бы не было. С медведем обошлось, но после Румпельштильцхен в очередной раз сделал "как хочет Белль", а именно вынул меч из камня.
И все стали твердить наперебой, что он теперь герой. И сам он, надувшись от самодовольства, сообщил в эфир, что теперь он стал героем. Ну, я могу это понять только так - он это для Белль говорил, говорил то, что она хотела услышать.
И всё это "превращение в героя", на мой скромный взгляд, жульничество, как раз наоборот - создатели сериала не рост, а падение нам показывают. Хотя падение понятное, ибо тот, кто живёт одной любовью, этой самой любви сопротивляться не может - и использовать Белль как рычаг воздействия было отличной идеей.
Тьма победила в этом раунде. Что будет дальше? Почему я делаю перепост:1) Мне пост показался интересным;
2) У меня на протяжении всей серии 5.06 было ощущение «что-то не так» — поэтому я буду обдумывать все мнения, противоположные тому, что в ней было объявлено;
3) На жж я практически не бываю за редким исключением, поэтому тащу всё на дайри.
Вообще — я уже говорила, что реализация замысла серии 5.06 продолжает держать меня в недоумении. Но тут какой момент: у меня были мысли, что, став, так сказать, героем, Румпель этим поможет не Эмме, а самому себе; т.е. Эмма посчитала, что так она победит, а в итоге получится, что она сама себя перехитрила. Поэтому я закрыла глаза на то, что, по факту, Румпель помогает Тёмной Эмме (а ведь это реально напрягало), и предпочла порадоваться тому, что он очередной раз защитил ту, которую любит (для меня в Румбелле главное — всё-таки
его любовь), и даже бескорыстно спас Мериду (она, имхо, этого не заслуживала, но всё же лучше было её спасти, ибо девочка, пользуясь отсутствием сердца, ого-го на что способна).
Странно всё это. Ещё ни одна серия не вызывала у меня таких
странных ощущений.